Посвящается деклассированным элементам... «Янкин день» в Новосибирске
Седьмого сентября в Новосибирске прошел рок-фестиваль «Янкин день». Мероприятие организаторы приурочили его ко дню рождения новосибирской рок-певицы и поэтессы Янки Дягилевой.
«Гори, гори ясно…»
Концертный зал ДК «Прогресс» чуть не лопнул по швам от количества людей, желающих попасть на фест. Основной контингент пришедших — это поклонники творчества певицы и, конечно, сами рок-музыканты. Глаза новосибирских любителей рока были прикованы к сцене. Ведь там для них играли коренные представители сибирского рока: «Путти», «Странные дни», «АПП Собачко», «Образ ЦЫ», Оля Бугаева, Настя Артемьева, Ира Рублева, «Школа танцев», «Этажи» и «Калинов мост» в составе: Дмитрий Ревякин, Виктор Чаплыгин и Александр Владыкин, а также Юрий Наумов – сибирский рок-музыкант, лидер группы «Проходной двор».
Песни и стихи Янки Дягилевой звучали с шести до одиннадцати часов вечера. Люди пришли на фест с основной целью: почтить память рок-певицы, поговорить о музыке, петь, вспомнить время, когда чем туже затягивались гайки системы, тем громче звучали гитары. Именно в такой атмосфере росла и творила маленькая Яна.
«А ты кидай свои слова в мою прорубь…»
Несколько слов о Яне...
Начиная со студенческих лет, девушка осознала, что её будущее не зависит от институтских достижений, и даже если она никогда не сможет построить дамбу, то сможет собрать вокруг свой музыкальный андеграундный мир, сотканный из стихов и аккордов. Знакомство с Егором Летовым и Сашей Башлачевым дало новый виток творчества Дягилевой. За свои 24 года жизни Яна не дала ни одного интервью и вообще не любила мелькать в прессе, однако, как считает организатор фестиваля Валерий Григорьев, она заслуживает место в памяти новосибирцев:
- Город, который родил такого человека и поэта, как Янка Дягилева, должен и может гордиться этим. Народный проект «Янкин день» претендует стать не только замечательным культурным событием для Новосибирска, но и знаковым явлением общественного масштаба. А вообще мы собрались на этом фестивале поговорить о музыке и творчестве прекрасного человека.
«Вклинить волю свою в идиотском краю…»
В Новосибирске память о Янке Дягелевой местная рок-тусовка решила почтить не только фестивалем в ее честь. Они решили увековечить память о ней в стенах ее родного дома и установить мемориальную доску по адресу Ядринцевская, 61. Первой об этом заявила Наталья Грибач – человек неравнодушный к творчеству рок-певицы. Она же и возглавила инициативную группу, в которую вошла заинтересованная общественность города, других городов России, а также Новосибирская школа рока. Однако согласовать установления этой таблички с местными властями не удалось.
«Мы продолжим путь ползком по шпалам»
Фестиваль же, который прошел седьмого сентября, организаторы планируют сделать ежегодным. Это будет не просто рок-концерт, а настоящий ежегодный «памятник» русской поэтессе и рок-певице Янке Дягилевой.
Риторические вопросы о русском роке
Почему во многих городах России можно увидеть памятники Пушкину, Глинке, улицы там названы в честь Лермонтова, Есенина, советская эпоха до сих пор как пережиток времени отголосками слышится в сознании. «Союз» в русской истории несочетаем с рок-музыкой. Достаточно лишь вспомнить аресты за распространение зарубежной музыки и одежды, и при этом даже сейчас, как казалось бы в демократическое время, рок-музыкант не удостоен памяти в камне? Почему до сих пор, рок-движение, это что-то страшное, наркотическое, больное и чужое для людей? На эти вопросы нашему журналу отвечает Юрий Наумов – рок-музыкант, лидер группы «Проходной двор», основатель такого жанра как «русский блюз».
Просторный зал с зеркальными стенами и удобными диванами. Юра немного удивлен, насколько продвинулся прогресс, увидев перед собой на стеклянном столике мой миниатюрный диктофон. Музыкант недавно приехал на гастроли в Россию из Америки, где жил и творил последнее время, где казалось бы, ничего удивительного уже не увидишь. Однако Россия страна особенная. Скрестив ноги, Наумов складывает пополам длинные тонкие пальцы, словно перебирает аккорды на девятиструнной гитаре. Ля-минор на первом ладу:
- Понимаешь, эти чиновники боятся. Тут надо понять механизм, которому оперирует власть: существуют два главных эмоциональных состояния - это жадность и страх. По большому счету кроме этого там нет ничего.
Ну чем тогда поэты, писатели, музыканты, прошлых столетий, заслужили признание, ведь многих власть не жаловала? В их честь памятники стоят.
- Давай вспомним Лермонтова, который написал: «Вы, жадною толпой, стоящие у трона» по поводу смерти Пушкина. Спустя столетия, властям уже не страшно, когда концы далеки, опубликовать и даже памятник поставить, станцию метро в Москве, именем Михаила Юрьевича назвать, которого когда-то давно могли только распнуть.
Тогда почему сейчас такая реакция на рок-музыкантов? Ведь столько времени прошло с перестройки, например.
- С перестройки…ммм…это весьма небольшой промежуток времени. А по горячим следам - страшно. Жжет. Поэтому тут всегда возникает этот щекотливый момент, когда художник жив, а потом он ушел, и сроки в этом промежутке слишком коротки – это царапает тему людей, которые у власти. Их карьеру, их деньги, стереотипы вокруг.
Мы же живем в современном мире, сколько можно бояться «не таких как ты»?
- Понимаешь, и в этой стране и рок-музыкантам будут памятники, особенно Башлачеву, только вопрос – когда? Но это будет, когда властям будет не страшно его ставить. Вспомним ситуацию с установкой таблички в память Янки Дягилевой: человек, который должен был разрешить поставить эту безобидную доску, на своем калькуляторе просчитал, насколько это отразится на его чиновничьей карьере, ведь то, что она, панкушка и, наверное, самоубийца, а вдруг там ещё наркотики замешаны – это не серьезные причины. А вдруг ему фору за это не дадут и люди, которые в кулуарах за свои цацки рубятся негативно повлияют на его карьеру? Вот в чем проблема. Когда люди перестанут бздеть, тогда все будет. Бояться обычно в течении двух человеческих поколений.
Мы долго перебирали аккорды, но концовка песни была известна. Все будет, но не сейчас. Остается сучить рукава и рвать систему, если нам хочется быть самими собой. За темными стенами зала начинают гудеть барабаны – музыканты настраиваются в соседней комнате. На заключительных аккордах во множестве зеркал отразилась фигура уходящего в концертный зал музыканта, как множество людей в одинаково черных костюмах, но с искривленными в разные стороны мыслями.