Осталось ли в Томске место рок-музыке?
За последние 10 лет индустрия рок-музыки в Томске развивается особенно активно. Рок-группа - больше не удел избранных и талантливых, а набирающий с каждым годом обороты мейнстрим. Следуя за своими кумирами, юные слушатели уже с 7-8 лет берут в руки инструменты и осваивают первые ритмы и аккорды, в то время как опытные музыканты, начавшие заниматься рок-музыкой в 90-х, продолжают работать и становятся наставниками нового поколения музыкантов. Увеличение количества групп значит улучшение качества музыки? Или это приведет к снижению общей культуры рок-музыки? В этом мы попробуем разобраться.
Для наглядности приведем материалы статистики. Мы провели социологический интернет-опрос во всех возрастных категориях и выяснили, что на сегодняшний день около 5% опрошенных играют в рок-группах, а еще 20% владеют навыком игры, но в данный момент не участвуют в проектах. Выходит, что каждый четвертый житель Томска – потенциальный рок-музыкант. Но стоит внести поправку на то, что интернет-опрос преимущественно охватывает аудиторию от 7 до 40 лет. В то время, как средний возраст томских рок-музыкантов 19-22 года.
Томские рок-школы вносят немалый вклад в просвещение молодёжи. В рок-школе «Drednought», по словам Андрея Суханова, ежегодно выпускаются 2-3 группы, т.е. примерно 12-18 человек. При этом, на репетиционной базе «Причал» репетируют еще 9 групп. Как рассказывает Даша Захарова, из РМ ГВОЗДИ за последние четыре года вышло 15 групп, еще восемь продолжают обучение. И на площадке репетирует около 20 групп.
На первый взгляд может показаться, что количество музыкальных коллективов увеличивается в геометрической прогрессии, но есть и другие мнения: «У нас играет постоянно около 15 групп, а разовых просто невозможно посчитать. Но суть в том, что количество рок-групп и музыкантов в Томске падает по сравнению с тем, что было 2-4 года назад, тогда и начался спад», - рассказывает Михаил Матвеев, владелец репетиционных точек. Действительно, логично предположить в эти годы некий спад в формировании новых групп по вполне естественной причине - демографический кризис в начале 1990-х. В целом же картина остается прежней: количество рок-групп растет. На языке экономики можно сказать, что рынок просто перенасыщен.
Но почему большинство коллективов остаются незамеченными? Ведь в нашем городе отличные условия для начала творческой карьеры. Во-первых, в Томске работают рок-школы, во-вторых, огромное количество репетиционных баз, в-третьих, проводится масса фестивалей, которые и становятся отправными точками в мир профессиональной музыки. И, наконец, в-четвертых, в Томске множество баров и кафе, где создаются условия для выступлений и работы. Несколько десятков групп действительно находятся у всех на слуху, а некоторые даже гастролируют по городам. А остальные? Неужели в Томске больше просто нет места для продвижения своей музыки? Возможно, для молодых групп это повод задуматься. Качественная музыка не всегда синоним популярной, но она никогда не останется без внимания. Множество легендарных групп создавалось на базе опытных, обладающих прекрасной техникой музыкантов, но в то же время никому неизвестных. Например, Брайан Джонс, гитарист легендарной группы The Rolling Stones, еще до основания группы играл на саксофоне, кларнете, гитаре, увлекался блюзом, скиффлом , джазом. До «Роллингов» ему приходилось играть в местных клубах со знакомыми коллективами, а то и подрабатывать уличным музыкантом.
Для качественной музыки не существует преград. Поэтому, чтобы занять свое место под солнцем, нынешним музыкантам придется как следует поработать в условиях растущей конкуренции. Некоторые в погоне за модой и популярностью забывают, что нужно работать над собой и ставить перед собой цели. Если вы выбрали этот путь , то нужно идти вперед. Иначе вы застынете на месте, а ваше место займут другие. Тогда можно будет смело сказать, что для вас на томской рок-сцене нет места и не будет, как, собственно, и в любом другом городе.
текст: Юлия Ильина