Артур Беркут: О том, почему победителей не судят

Сегодня, 11 сентября состоялись релиз и презентация дебютного сольного альбома экс-вокалиста «Арии» (а кроме того, ещё и групп «Автограф» «Маврин» и некоторых других) Артура Беркута. После двух EP и одного сингла Артур и его команда выпускают полноценный альбом, получивший название «Победителей не судят». Мы связались накануне презентации диска с Артуром и расспросили о новом альбоме, о том, почему группа Артура Беркута называется «Артур Беркут» и о музыке в целом. Артур Вячеславович оказался очень приятным и интересным собеседником, поэтому наше интервью стало очень приятной беседой о судьбах музыки.

- Артур Вячеславович, здравствуйте! Расскажите, как на данный момент обстоят дела у вас и у группы?

- Здравствуйте. Меня слышно? Да? Мы репетируем, готовимся к презентации дебютного альбома, которая состоится 11 сентября в Monaclub.

- А откуда взялось столько специально приглашённых гостей на концерте? (Если верить афише, в концерте должны были принять участие Сергей Мазаев, Александр Ягья (ex-«Белый орел»), Андрей Ковалев, Дмитрий Варшавский («Черный кофе»), Сергей Маврин, Дмитрий Губерниев и многие другие – прим.авт.). Что они будут исполнять на концерте?

- Тут дело не в том, что они будут исполнять, а в том, что я хотел это сделать не как концерт, типа «Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня в нашем концерте принимают участие те-то и те-то», а важно то, чтобы людям было комфортно, чтобы обстановка была домашняя. Чтобы это было без пафоса. Я никогда не загадываю, кого приглашать, я, как обычно, бросил клич.

- С бывшими коллегами по «Арии» особо не пересекаетесь?

- Я бы сказал, сильно не пересекаюсь.

- Тогда расскажите о новом альбоме «Победителей не судят»?

- Было очень много идей, которые хотелось реализовать. Просто не хочется это всё делать быстро, чтобы музыка потом нафталином пахла. Мне хотелось бы, чтобы просто понравилось людям. Альбом сводился в Швеции, мне хотелось получить европейский саунд, но оставить русский дух. А концепция альбома – то, что происходило последний год, то, что мы пережили с семьёй. Это по поводу суда. Так хотелось бы, конечно, тем людям, которые это затеяли, сломить меня, но это у них не получилось. Дай Бог, конечно, им всем здоровья, и я хотел бы поблагодарить ту публику, которая ходит на мои концерты. Самое главное – заниматься любимым делом. И, как практика показывает, если идти по злобе, то, в конечном итоге, можно споткнуться.

- Раз уж мы затронули тему того суда, расскажите, как это было с Вашей точки зрения? (28 января 2013 года было объявлено об иске, поданном к Артуру, о защите авторского права и запрете использования в сольных концертах и записях материала «Арии» за авторством Виталия Дубинина, Владимира Холстинина, Маргариты Пушкиной, Сергея Попова и Сергея Терентьева и возмещении морального ущерба на сумму 840 000 рублей. Судебный спор между группой и её экс-вокалистом на сегодняшний день завершён. Суд первой инстанции обязал Артура Беркута заплатить бывшим коллегам за сольное исполнение принадлежащих им песен, однако данное решение было обжаловано в апелляционном порядке, в результате чего Московский городской суд отказал в удовлетворении требования «Арии» - прим.авт.).

- Это такие были долгие процедуры. Судья вообще не поняла, в чём дело, ей, конечно, подали так, что я виноват, но оказалось, что это не так, в конечном итоге это было доказано уже на городском уровне.

- Вот, Вы упомянули публику, которая поддерживает Вас тем, что ходит на концерты. А какая это публика? Подростки в майках «Арии» или более взрослые люди, помнящие Вас по «Автографу»?

- Как ни странно, люди в майках «Арии» были на первых двух концертах. Мне приходилось, конечно, исполнить те композиции, которые я исполнял в этом ансамбле, но публика заметно поменялась. Стали приходить люди, одетые, грубо говоря, прилично, на дорогих машинах. Меньше стало быдла алкогольного. Наш посыл со сцены подразумевает немного другое отношение к музыке, больше это похоже на «Автограф». По возрасту аудитория широкая: от 16 до 45, причём все от концерта получают удовольствие.

- А какие песни из своих прошлых групп Вы исполняете?

- Это зависит от заявок. Мне не составит абсолютно никакого труда спеть, например, «Волю и разум». Хотя есть люди, которых от неё тошнит, я не о себе говорю. Если народу нравится, то с удовольствием. Из репертура «Автографа» исполняются такие композиции, как, например, «О, мой мальчик».

- То есть бывают из толпы выкрики, типа: «Артур Вячеславович, спой «Колизей»!

- Ну, прямо на концертах такого нет. Но бывает, когда организаторы просят:  «Мы с удовольствием послушаем, если Вы сыграете песню такую-то и такую-то. Вы можете это сделать?» Вообще без проблем. Если можем это сделать, то делаем. Мы музыканты, мы выходим на сцену, чтобы дарить людям радость.

- А какой концерт, который Вы посетили как зритель, особенно поразил?

- Наверное, Motley Crue. Я бы сходил на концерт Methods of Mayhem (рэпкор-проект барабанщика Motley Crue – прим.авт.), но они почему-то не приезжают сюда. Может, это проект только студийный. Но мне очень нравится творчество Томми Ли, то, что он делает, как исполняет песни, как поёт, обработки, аранжировки. Это то, что идёт в ногу со временем.

- Расскажите ещё об альбоме, точнее, о его оформлении. На всех Ваших релизах на обложке крупно всегда размещён логотип группы. Это какое-то концептуальное решение или просто экономите на дизайне?

- Оно должно быть, я так и хотел это сделать. Это вроде бренда.

- Как нашивки у байкеров?

- Возможно, да. У меня даже куртка есть с этой эмблемой. Это просто коммерческий ход.

- Пластинка записана с помощью народного финансирования, т.н. «краудфандинга». Понравился ли Вам этот опыт? Хотели бы повторить?

- Мне очень понравилось. Я считаю своим долгом на концерте-презентации выйти в зал и пожать всем руки, потому что они – есть часть этой всей работы. Хотелось бы всех собрать и сказать им огромное спасибо. Я сегодня разговаривал с Лёней Гуткиным (басист группы «Автограф» - прим.авт), он спросил: «И что, реально все собрали?». Я говорю: «Да». Мы ведь изначально хотели записать обычный такой сингл, с четырьмя песнями, но никогда не думали, что можем позволить себе записать девять песен, ещё и свести в Швеции, сделать нормальную аранжировку. Конечно, хотелось бы записать ещё две песни, но тут бы мы финансово не потянули. А насчёт того, затеял бы я это снова, не знаю, надо ещё посмотреть, как народ отнесётся к этому альбому, потому что он очень непохож ни на «Каждому своё», ни на «Право дано» тем более. Ну, то есть, идея та же, разумеется, голоса те же. Но тут главное не переборщить, потому что рок и металл – это такая хрупкая штука, надо к ней бережно относиться, чтобы потом люди не сказали: «Ну, опять завёл своё, одно и то же». Чтобы не быть, как группы, которые 20 лет играют одну и ту же песню.

- Тем не менее такие группы уважаемы. Если, например, Slayer заиграют что-нибудь прог-роковое, в духе Genesis, их не так поймут.

- А если мы заиграем, нас поймут!

- Сейчас очень модно выпускать альбомы на виниле. У вас не было такой идеи?

- Была такая мысль, если только всё делалось так, как должно. Хотелось бы. Но я боюсь загадывать. Вот, если бы была такая компания, как Geffen records, ты подписан там, платишь им 2 000 000 долларов, они и выпускают 4 000 000 пластинок.

- А есть ли у вас какие-то песни, которые можно было бы перезаписать, пересвести и выпустить? Или, например, вновь собрать «Автограф»?

- В следующем году группе «Автограф» исполняется 35 лет, вроде идёт речь о том, чтобы собраться. Но тут дело в том, что Ситковецкий (Александр – основатель группы – прим.авт.) живёт в Америке, и поэтому как-то так сложно, надо, чтобы человек приехал, отрепетировал, отыграл концерт, дал какие-то интервью. Загадывать не будем, но он хочет.

- Говоря о Вашей группе, расскажите о музыкантах, которые сейчас в ней играют?

- Ну, во-первых, каждый музыкант имеет свой проект. Я не хотел делать такую «семью», с которой жить от концерта к концерту, от репетиции к репетиции. Каждый ещё и занимается своим проектом, у каждого своя любимая музыка, свой стиль. И нет никаких обязательств. Идея была такая: меняются люди, меняются идеи, меняется отношение к музыке. А те ребята, которые играют сейчас, как мне кажется, им нужно признание. Есть, например, какая-то группа, в которой играет наш гитарист. Но она не известна, а после того, как мы записали альбом, человек стал известным. Это своего рода такая поддержка молодых ребят.

- А всё-таки, «Артур Беркут» - это человек или группа?

- Ну, вот то, что есть, я – Артур Беркут и точно такая же группа – «Артур Беркут». У меня была идея назвать группу просто «Беркут». Но не хотелось ассоциаций с украинским ОМОНом. А ещё есть такой исполнитель шансона, Александр Беркут. Как-то был у него концерт, написано было на афише – «А.Беркут». Мне звонят друзья и говорят: «Слушай, у тебя концерт на Профсоюзной». Я говорю: «Да нет, ребята». Мне говорят: «Тогда это какой-то самозванец». А оказалось, что это Александр Беркут, который поёт шансон. И мы решили не заморачиваться. Могли бы назваться, например, «Красная головка», но всё равно пришлось бы писать в скобках – Артур Беркут, экс-такой-то. Лучше сразу дать это понять.

Это напоминает ситуацию с Глебом Самойловым, когда распалась «Агата Кристи», он собрал группу и назвал её «Глеб Самойлоff & The Matrixx». И только год назад она стала называться просто The Matrixx.

- Я даже и не знал, что это – его команда.

- Тем не менее, и у него на афишах пишут «экс-«Агата Кристи».

- Этот ход просто необходим, чтобы продавать билеты.

- Наверное, знающие люди всё равно понимают это.

-Не все, есть такие персонажи, которые удивляют так, что мало не покажется. Есть люди, которые следят за музыкой, а есть те, которые привыкли к той группе, в которой пел Кипелов. И когда я выходил на сцену, они кричали «Валера, давай!». Просто 60% людей не следят, им просто не до этого.

- Говоря о поддержке молодых ребят, Вы в последнее время отметились на «совместках» со многими молодыми командами, такими, как Terratomorf или «Атом-76».

- Мне вообще интересно пробовать всё. И, что самое главное, я могу это делать. Есть люди, на которых, например, стоит клеймо джазового музыканта. Очень много певцов загоняют себя в рамки и дальше этих рамок не могут пойти. То есть, вот, исполняют металл, или вообще гранж. Я могу делать и то, и другое, и третье, и пятое, и десятое. И никто не скажет, чего это я там запел, потому что знают, что если Беркут выступает на сцене, то там может быть абсолютно всё, что угодно.  И самое главное, что это воспринимается нормально. Мы когда записывали первый сингл, там была песня «Семь морей». Мы думали, что нас не поймут. Думали, вставлять или не вставлять, потому что выбивалась из формата. А оказалось, что именно эта песня и выстрелила.

- Напоследок, традиционное пожелание нашим читателям.

- Самое главное, мирного неба над головой, крепкого здоровья, слушать музыку, разбираться в музыке и приходите на концерты Артура Беркута, получите колоссальное удовольствие.

Выражаем благодарность Оксане Михеевой за помощь в организации интервью.

Фото взято из официальной группы Артура Беркута ВКонтакте